Дворцовый переворот 1741 года и воцарение
Елизаветы Петровны способствовали
расцвету русского искусства 40 - 50 годов XVIII
века. И "впервые отечественное
зодчество нового времени достигает
эстетических высот, к которым оно
стремилось в предшествующие полвека"*.
Это период расцвета стиля, получившего в
России название развитого или высокого
русского барокко, охватывающего разные
виды художественного творчества и широко
распространяющегося по всей стране. "На
этой принципиально единой основе
складывается синтетический характер
искусства - практически нерасчленимый
союз архитектуры, декоративной скульптуры
и живописи"**.
Общественно - политическая ситуация той
эпохи ставит на первое место
необходимость создания дворцовых и
церковных сооружений, являющихся ведущими
постройками и в западноевропейском
барокко. Самые значительные из них связаны
с именем Франческо Бартоломео Растрелли.
Его роль в развитии нового стиля столь
велика, что невозможно представить
русское развитое барокко без творчества
этого гениального художника, блистательно
и могущественно ситезирующего русские
национальные традиции с художественными
веяниями Западной Европы.
Смольный собор называют самым "русским"
из произведений Растрелли, именно это
здание является ярчайшим примером
развитого русского барокко и одним из
самых грандиозных созданий этого великого
зодчего.
Собор строился в течении ряда лет,
соединив в себе черты зрелого и позднего
стиля мастера, и, в конце концов так и не
был им закончен.
Место, на котором ныне высится Смольный
собор, было обжито издревле. Здесь, на
самом мысу, новгородцы основали русский
посад Спасовщина, уничтоженный шведами
после захвата невских берегов, а позже, на
его месте был возведен форт Сабина -
укрепление из вала и рва, которое русские
солдаты называли "Спасским шанцем".
Название Смольный происходит от Смольного
двора, который был сооружён на этом месте
вскоре после начала строительства
Петербурга. В Смольном дворе - одном из
многих подсобных помещений
Адмиралтейской верфи - хранилась смола,
"приготовленная про весь корабельный
флот". За Смольным двором был построен
небольшой деревянный дом с садом для Петра
- Смольный дом. Он быстро обветшал, и после
смерти Петра Екатерина I распорядилась
снести дом, и на его месте возвести
загородный летний дворец, позже
перешедший к ее дочери Елизавете Петровне.
И именно на этом месте, уже будучи
императрицей, Елизавета решила построить
монастырь, куда собиралась уйти на
старости лет. Указано было строить
монастырь небывалый по красоте и
великолепию - памятник благополучному
царствованию.
Торжественная закладка монастыря
произошла 30 октября 1748 года и можно только
поражаться удивительной
работосопсобности зодчего, который
успевал одновременно проектировать для
разных мест и лиц: в это время он
перестраивал царские резиденции в
Петергофе и Царском Селе, возводил дворец
Строганова на Невском проспекте и дворец
Воронцова на Садовой улице.
Растрелли, зная жизнелюбие заказчицы,
задумал построить монастырь пышным, как
дворец. Место было выбрано очень удачно -
возведенный на живописном берегу Невы,
собор задаёт масштаб и ритм всему
левобережью. "Его изысканно скромная
красота, дымчатые купола, сдержанная
позолота, лазурные стены и белые колонны,
простенки, лепка завораживают и восхищают"*.
Смольный монастырь, имевший ещё одно
название - Воскресенский Новодевичий,
архитектор спроектировал в традициях
древнерусских монастырских ансамблей с
главенствующим пятиглавным собором и
многоярусной колокольней, оформляющей с
западной стороны парадный въезд на
монастырскую территорию. Стремление
вернуться от западноевропейских к
древнерусским национальным традициям
было характерно для эпохи Елизаветы
Петровны.
Но Растрелли были внесены существенные
изменения. Прежде всего, "древнерусские
монастыри строились как крепости -
толстыми каменными стенами и
неприступными оборонительными башнями, с
прорезанными узкими бойницами. А Смольный
монастырь богатством архитектурных форм,
скульптурного декора и отделкой интерьера
собора должен был мало чем отличаться от
дворцовых сооружений и иметь светский вид.
Асимметричная планировка древнерусского
монастыря определялась характером
отведённого для него участка, а внутренняя
территория застраивалась, как правило,
хаотично разновеликими и
разномасштабными сооружениями,
включающими храмы, трапезные, кельи и так
далее"*. Растрелли же разработал строго
симметричную композицию, подчиненную
утвержденным еще в петровское время
требованиям регулярной застройки и
использовал наиболее гармонические
пропорции (принцип "золотого сечения").
Благодаря этому все здание компонуется на
основе многоголосого построения. Эта
особенность отличает Смольный собор от
других центрических церквей того времени,
в том числе московских. Не менее важна и
еще одна особенность собора Смольного
монастыря: "боковые главы здесь тесно
прижаты к центральному куполу, опираются
на его подпружные арки и, не будучи открыты
внутрь, используются для второстепенных
надобностей. Это создает очень компактную,
монолитную композицию. Создается
впечатление, что верхняя часть как бы
органично вырастает из нижнего основного
объема собора. Небольшие двухярусные
колокольни он развернул под углом 45
градусов так, чтобы со стороны любого
фасада хорошо были видны две стороны
каждой колокольни. Таким нехитрым
архитектурным приемом Растрелли обогатил
художественный образ собора в целом. В
пятиглавых соборах, построенных другими
зодчими, боковые главы далеко отстоят от
центральной. По старой традиции они
открыты внутрь здания и перекрывают
угловые ячейки крестово - купольного храма.
Конструктивный прием, введенный Растрелли,
придает пятиглавию небывалую
компактность, зрительно сливая гигантский
средний купол в единый массив с боковыми
главами - башенками"**.
В центре общей композиции Растрелли -
традиционный для русской архитектуры
пятиглавый собор, имеющий в плане
равноконечный греческий крест. Его
окружают двух-, частично трехэтажные
корпуса келий, также имеющие в плане крест.
"В их ближайших к собору угловых частях
встроены одноглавые церкви, вторящие
четырем боковым главам собора. В свою
очередь, корпуса келий охватывает глухая
каменная ограда, повторяющая характер
очертаний келий. Островерхие башенки
монастырской стены напоминают о шатрах
кремлевских башен, а сама стена, глухая и
невысокая, - о мощных оборонительных
укреплениях старинных кремлей и
древнерусских монастырей. Впрочем, здесь
это не больше, чем праздничная декорация,
художественный прием"**.
Итак, общая композиция ансамбля
пирамидальная: одноэтажная каменная
ограда, двух - трехэтажные корпуса келий и
взметнувшийся кверху собор. Общая
пирамидальная композиция повторяется в
композиции самого собора.
И еще одно существенное отличие зрелого
русского барокко от западноевропейского,
что хорошо видно на примере Смольного
монастыря. Западноевропейский барочный
храм рассчитан на обзор его со стороны
главного фасада. Здесь сосредоточено
богатство архитектурных форм и
скульптурного декора. Нередко фасад
закрывает основной объем собора, не
рассчитанного на круговой обзор. Смольный
же собор можно обходить со всех сторон и
находить бессчетное количество
перспективных видовых точек, то есть он
значительно богаче работает в
пространстве.
Внутреннее пространство монастыря было
закрыто на проекте монастырской стеной, в
центре которой предполагалось возвести
столпообразную многоярусную колокольню
наподобие колокольни Ивана Великого в
Кремле, отмечающую въезд на территорию
монастыря. Она должна была вознестись на
высоту 140 метров, значительно превысив
колокольню Петропавловского собора,
оставшуюся на сегодняшний день самой
значительной архитектурной доминантой
города.
Однако этот грандиозный замысел не был
осуществлен. Под колокольню лишь заложили
гранитный фундамент. В связи со смертью
Елизаветы Петровны колокольня не была
построена, так же как не успели
осуществить богатую отделку интерьера
Смольного собора по проекту Растрелли.
Ясное представление о первоначальном
замысле архитектора дает уникальная
проектная деревянная модель всего
ансамбля. На модели колокольня -
шестиярусная. Два нижних яруса нарядны и
пышны, и к ним вплотную прижаты меньшие
башни. Начиная с третьего яруса, каждый
последующий - уже и легче предыдущего и в
то же время слит с ним. Колонны и
сужающиеся кверху арки задают ритм
вознесению. Самая верхняя, столпообразная
часть колокольни, как бы сдерживает это
рвущееся снизу движение и уравновешивает
бурный темперамент постройки. Модель не
только раскрашена и вызолочена, ее собор
полностью сохраняет и внутреннюю отделку.
Она была выполнена по чертежам Растрелли
под его непосредственным руководством и
постоянно находилась на территории
будущего монастыря до окончания
строительства. Сейчас эту модель можно
видеть в музее Российской Академии
Художеств.
Украшен собор пышно. Белые детали светятся
на синем фоне стен. "Сверкает позолота
на куполах и главках. Четкие выступы и
пучки колонн, фронтоны различной формы и
легко круглящиеся волюты - все это создает
богатую игру света и тени, придает
сооружению выразительность и пышность.
Колонны и пилястры в разных ярусах так
расположены друг над другом, что взгляд
невольно устремляется вверх"*.
Осуществление растреллиевского проекта
Смольного монастыря требовало
постоянного присутствия зодчего на
строительной площадке. Прежде чем
возвести ту или иную часть ансамбля,
Растрелли вместе с помощниками создавал
ее деревянную модель и вносил в проект
необходимые изменения. Поэтому
архитектору отвели помещение в одном из
сохранившихся на участке зданий, а затем
одну из построенных келий.
Вначале работа шла быстро. Здания келий
начали возводить уже в 1749 году, а их "первый
фас", выходивший на Неву, через два года
подвели под кровлю. На площадке
одновременно работали до 2000 человек -
солдаты Московского, Невского,
Астраханского и других пехотных полков и
крестьяне - каменщики из - под Ярославля и
Костромы. Стройка велась с исключительным
размахом, однако собор рос медленно.
Семилетняя война, начавшаяся в 1756 году,
сначала заморозила работу, а потом
строительство замерло. Когда в 1761 году
умерла Елизавета Петровна, собор даже
снаружи не был оштукатурен. Вскоре из - за
мелочной опеки и разногласий между
Растрелли и новым начальником Канцелярии
от строений И. И. Бецким, зодчего вынудили
подать прошение об отставке, и, к его
удивлению она была принята "в
рассуждении старости и слабого здоровья".
И хотя Растрелли был жив и имелись
проектные материалы, но изменились вкусы:
на барокко начал своё победное
наступление классицизм. О дальнейшей
судьбе Растрелли мало что известно.
Остается неизвестным даже место его
захоронения.
Воскресенский Новодевичий монастырь так и
не был освящён. Не был достроен собор, да и
населить монастырь оказалось непросто. В
южном корпусе в 1764 году по приказу
Екатерины II разместилось Воспитательное
общество благородных девиц, а в северном -
год спустя открылось Мещанское училище
для девушек недворянского происхождения.
Одновременно императрица распорядилась
учредить в Смольном общину монахинь,
отобрав из московских и смоленских
монастырей двадцать "стариц честного и
доброго жития" - для обслуживания
благородных воспитанниц. Набрали лишь
четырнадцать, "которые грамоте умеют",
но и они вскоре исчезли. Но и без монахинь
для двух учебных заведений здесь было
тесно.
В середине 1770 -х годов архитектор Ю.М.
Фельтен рядом с монастырем возвел
специальное здание для Мещанского училища,
которое было переименовано в
Александровский институт.
Рядом со зданием "воспитательного
общества" на территории "мастерового
двора" решено было построить "Вдовий
дом"(1806-1808 года ) - общежитие для
престарелых и обедневших вдов придворных
и военных чиновников. Строительство этой
богадельни поручили зодчему Джакомо
Кваренги. Выдающийся мастер классицизма в
архитектуре, сторонник ясных форм и четких
пропорций, Кваренги вместе с тем
восхищался гением Растрелли. Сохранилось
предание о том, что он, проходя мимо
выстроенного Растрелли собора, в знак
уважения снимал шляпу.
"Вдовий дом" был расположен в глубине
обширной площади (и сад и пропилеи
появились уже в советское время).
Возведенное по проекту Кваренги здание
принадлежит к лучшим образцам русского
классицизма в архитектуре. "Двухсотметровый
фасад почти лишен декоративного убранства;
центральная часть украшена аркадами
главного подъезда. Несущими на себе
восьмиколонный портик, увенчанный строгим
фронтоном; сильно выступающие крылья
корпуса и дугообразная в плане ограда
образуют парадный двор.
Еще более строго внутреннее убранство.
Особое внимание уделено архитектурному
решению Актового зала: обширное помещение,
занимающее второй и третий этажи южного
крыла здания, украшено торжественной
колоннадой и сдержанным по оформлению
лепным фризом"*.
Здание "Вдовьего дома" резко
контрастирует с архитектурой
соседствующего Смольного монастыря, но,
несмотря на классицизм своих форм, не "конфликтует"
с собором, выстроенным в стиле барокко, а
лишь подчеркивает красочность
растреллиевских фантазий. Оба эти
сооружения удачно добавляют друг друга,
создавая в комплексе единый архитектурный
ансамбль.
После завершения постройки Кваренги сюда
был переведен Смольный институт
благородных девиц, а "Вдовий дом" - в
монастырь. Так завершилось создание
колоссального городского ансамбля,
который обозначают словом Смольный.
Но собор, давший ему название, ставший
украшением невских берегов, все еще не был
достроен. Лишь в 1828 году, в царствование
Николая I , был объявлен конкурс на проект
достройки собора, к участию в котором
пригласили самых знаменитых архитекторов
- В.П. Стасова, К. Росси, О. Монферрана, Л.
Шарлеманя. Проект был поручен Василию
Петровичу Стасову.
По иронии судьбы, ему шел шестьдесят
третий год - возраст, в котором Растрелли
вынужден уйти в отставку по старости.
Под руководством Стасова фасад лишь
обновили: побелили и покрасили стены,
голубые главы украсили золотыми звездами,
а гирлянды и херувимов заново вызолотили.
Главные работы велись внутри. Стасов
сохранил основную идею автора - сияющая
высота белоснежного интерьера огромного
пространства, вмещающего до 6000 человек. Но,
в отличие от Растрелли, эффектный, по -
своему роскошный интерьер стал сдержаннее,
строже, лаконичнее.
Главными украшениями храма являлись
холодно - блестящая громадная белая
колоннада и перед алтарем - уникальная
хрустальная балюстрада, в которой лучи
света преломлялись и переливались всеми
цветами радуги, образуя как бы струящийся
занавес. По проекту Стасова были созданы
резные иконостасы, украшенные иконами в
золоченых рамах и драгоценных окладах. В
боковых башнях - звонницах разместили
колокола, отлитые на Валдае.
В 1834 году Стасов приступил к
благоустройству и озеленению
предсоборной и монастырской площадей. Он
снес длинный жилой корпус, поставленный в
начале XIX века на фундаменте,
предназначенном для колокольни, и открыл
собор для обозрения со стороны Шпалерной
улицы. Но не стал возводить колокольню.
В отличие от мастеров барокко архитекторы
эпохи классицизма стремились создать не
замкнутые на себя пространства, а
городские ансамбли. Колокольня закрыла бы
вид на собор снаружи. Вместо этого он
открыл широкий подъезд к собору, а перед
ним сформировал обширную городскую
площадь, носящую с 1923 года имя Растрелли.
Стасов убрал часть наружной монастырской
стены и на ее месте по обеим сторонам
проезда возвел два трехэтажных флигеля,
как бы въездные пропилеи. Правда,
выстроены они были в стиле классицизма, и в
1860 годах архитектор Таманский перестроил
их, приблизив по внешнему облику к стилю
Растрелли.
Своеобразным венком памяти Растрелли
стала стасовская ограда у Смольного
собора, замкнувшая пространство
предсоборной площади. В ее оформлении
Стасов впервые отказался от излюбленных
военных атрибутов - копий, мечей, щитов,
алебард, которые он часто применял в
прежних сооружениях. Он заменил их
виноградными листьями, спелыми колосьями,
цветами, ветвями и гирляндами.
"22 июля 1835 года собор, наконец, освятили
и наименовали собором всех учебных
заведений. До 20-х годов XX века здесь
происходили богослужения"*. Ныне же в
соборе проводятся культурные мероприятия
города.
Список использованной литературы:
1. Алленов М.М., Евангулова О.С. История
русского и советского искусства. М.: 1989.
2. Виппер Б.Р. Архитектура Русского Барокко.
М.: 1978.
3. Архитектура России, Украины и Белоруссии
XIV - первой половины XIX веков.// Всеобщая
история архитектуры в 12 томах. М.: 1968.
4. Глинка Н. "Красуйся, град Петров… ".
Золотой век архитектуры. СПб.: 1996.
5. Грабарь И. Петербургская архитектура в
XVIII и XIX веках. СПб.: 1994.
6. Даринский А.В., Старцев В.И. История Санкт
- Петербурга XVIII - XIX веков. СПб.: 1999.
7. Достопримечательности Ленинграда. Л.: 1961.
8. Кирцидели Ю.И., Левина Н.Р. Мой город -
Санкт - Петербург. СПб.: 1998.
9. Левина Н.Р., Кирцидели Ю.И. По этим улицам,
по этим берегам. Петербургские прогулки.
СПб.: 1997.
10. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт -
Петербурга. СПб.: 1996.
11. Шуйский В.К. Зрелое барокко и ранний
классицизм. СПб.: 1997.